21 Марта 2013 года

Тайное оружие семьи Niepoort

История негоциантского Дома Niepoort началась в 1847 году, когда голландский предприниматель Мариус ван дер Нипорт вошел в качестве партнера в бизнес некоего Эдуарда Кебе, который за пять лет до этого организовал компанию, поставлявшую в Европу портвейны.

 
 
После смерти Кебе в 1858 году семья Нипорт стала единственным владельцем предприятия и с тех пор, уже на протяжении пяти поколений, остается одной из немногих португальских компаний, принадлежащих потомкам основателя.

Примечательно, что с Нипортами уже четыре поколения подряд в качестве provador (мастер погреба и блендинга) работают представители семьи Ногейра. Именно благодаря этому беспрецедентно долгому и верному партнерству сохраняется преемственность и чистота стиля портвейнов Дома Niepoort. Нынешний глава Дома Дирк Нипорт так характеризует роль провадора: «Портвейн является предметом искусства, а провадор — художником. Без его мастерства портвейн, скорее всего, будет результатом технического достижения. Не существует правил в компании по поводу создания блендов. Это совместная работа мастера погреба и нашей семьи».

До недавнего времени Нипорты не имели собственных виноградников, что было обычным делом в системе разделения труда между поставщиками (shippers) и фермерами, и специализировались на выдержке портвейнов и составлении блендов в своем живописно старомодном хранилище в Vila Nova Gaia. Однако отец Дирка Нипорта начал, а сам Дирк продолжил общепринятую ныне практику приобретения земель вдоль реки Дору, и теперь в полном или долевом владении Нипортов находятся несколько первоклассных хозяйств, в которых выращивается виноград как для портвейнов, так и для сухих вин.

Дирк Нипорт начинал свой путь в виноделии именно с винных проектов. Вдохновленный общением с Анджело Гайя, он, по сути, повторил путь этого пьемонтского первооткрывателя, но уже в условиях Дору,— купив несколько виноградников со старыми лозами местных сортов, урожай которых всегда шел на изготовление порто, и за несколько лет создав одни из самых ярких белых и красных вин Португалии, вызвав волну подражания, весьма благотворного для всего региона. Впрочем, личные виноградники Дирка Нипорта давали отличное сырье и для производства винтажного портвейна; для этой цели он отбирал только старые лозы.

«Одна из моих главных задач сегодня — найти правильные земли с очень старыми лозами,— говорит Нипорт.—Я больше забочусь об этих двух аспектах, чем о сорте винограда. Я считаю, что великие терруары со старыми смешанными сортами, включая, например, Mourisco, лучше, чем молодой виноградник, где растет лишь Touriga Nacional (основной сорт для производства портвейнов.— Прим. автора). В общем, я предпочитаю кюве, чем один сорт винограда».

Критики, писавшие о продукции под маркой Niepoort, часто подчеркивали, что долгое время специализацией Нипортов были выдержанные Tawny. Действительно, Tawny, как, пожалуй, никакая другая разновидность портвейнов, отражает мозаичное искусство составления бленда. Дирк Нипорт поясняет особенности производства Tawny:
«Чем качественнее базовое вино, тем лучше проходит процесс выдержки. Для винтажного портвейна все аспекты должны быть безупречными. Что касается Tawny, цвет не так важен, фруктовость наименее уместна, свежесть — вот что самое главное».

Впрочем, есть у Нипортов и свое «тайное оружие» — цилиндрическая, или, проще говоря, винная пробка, которой они закрывают свои портвейны, в то время как все остальные производители используют обычную для крепленых вин и спиртных напитков пробку с прижимным колпачком.

«Причина, по которой мы используем цилиндрическую пробку, — говорит Дирк Нипорт,— заключается в том, что мы уверены, что Tawny продолжает свою эволюцию в бутылке. Мы должны создавать и поддерживать правильные условия для выдержки вин, и здесь пробка играет роль посредника. Лично я верю в то, что чем дольше Colheita и Tawny проводят в бутылке, тем лучше. В Гайа, где расположены наши погреба, нет резких перепадов температуры. Это способствует сохранению свежести и живости в винах. Портвейн выдерживается медленно и с лучшим балансом».

Дирк Нипорт гордится семейными подвалами и не зря — на многоярусных длинных полках стоят бутыли необычного формата — garrafeira (или, если употребить коньячный термин — demijon), которых больше нет ни в одной компании. И хотя в аптечных бутылях XVIII века ныне запрещено продавать портвейн, для компании garrafeira — это золотой запас старых порто, которые участвуют в особо значимых купажах, а также время от времени выставляются на аукционах. Освободившиеся сосуды продолжают работать: портвейны, предназначенные для выдержки в стекле, проходят в них время взросления перед розливом в стандартные бутылки.

«Garrafeira является необычной и, на мой взгляд, самой элегантной категорией портвейна,— говорит Дирк Нипорт.—Такой степени элегантности порто невозможно получить иным путем».

В то же время Нипорт не склонен преувеличивать роль Tawny в традиции семейного производства: «Я не верю, что когда-нибудь Tawny достигнут популярности винтажных портвейнов. Причина — в продолжительной выдержке последних. Винтажи отличаются богатыми и развивающимися во времени вкусовыми ощущениями, даже когда они молоды, но самое их лучшее время — 20 лет после розлива».

У Нипортов свое видение винтажного порто: «Идеальными в смысле стиля считаю винтажи 1927, 1945, 1955 годов. Они обладают прекрасной концентрацией, богаты и насыщенны, одновременно хорошо сбалансированные. Они обладают такой степенью гармонии, что могут ввести в заблуждение и показаться вначале простыми и легкими, но несколько минут спустя понимаешь, что этот простой мотивчик— основная тема грандиозной оперы, которая не просто рядом с тобой, она—в тебе, и вы—одно целое. Вот идеал порто, к которому надо стремиться... В то же время винтажные портвейны — это особые вина для особых случаев. LBV являются хорошим компромиссом. Они обладают основными показателями винтажа, но мягче и легче, предназначены для более раннего употребления. Сравнительно недавно—в 2001 году мы сделали собственную версию винтажного порто под названием Secundum Vintage. Его преимущество в том, что, сохраняя потенциал и глубину настоящего винтажа, он способен раскрывать свой букет значительно раньше. Secundum — это Моцарт, Vintage — Бах…»

Дирк Нипорт смог не только расширить ассортимент компании за счет производства сухих вин, но и в жанре классического порто добавил фирменное ноу-хау, ставшее мостиком между винтажными «Бахом» и «Моцартом», отлично понимая, что современный потребитель не склонен ждать кульминации классической «оперы» 20 лет. И в этом ему помог, скорее всего, опыт производства сухих вин, нежели портвейнов. Как бы то ни было, но Дирк Нипорт ныне в одних руках держит бразды глубокой традиции и смелых инноваций, непостижимым образом соединяет их там, где они не противоречат друг другу и, возможно, даже дополняют. И вряд ли он на этом остановится!

Источник – www.winebay.ru
 
Этот сайт использует куки-файлы и другие технологии, чтобы помочь вам в навигации, а также предоставить лучший пользовательский опыт, анализировать использование наших продуктов и услуг, повысить качество рекламных и маркетинговых активностей. Принять